Вокзал — Обком — Завод

Омскому трамваю исполняется 70 лет

15 ноября 1936 года в Омске состоялось официальное торжественное открытие трамвайного движения. Правда, первый травмай со звоном проехал мимо пожарной каланчи (от Мясокомбината до Лермонтовской улицы) неделей раньше — 7 ноября. Как рассказал ДО-инфо патриот омского трамвая Юрий Романовский, впервые городские власти стали задумываться о пуске трамвая после того, как открылось движение по Западно-Сибирской железной дороге, а железнодорожная станция оказалась в стороне от города. Однако только в 1935 году было принято решение о строительстве первой трамвайной линии, а работы начались весной 1936 года. Было приобретено 16 вагонов (8 моторных и 8 прицепных) Мытищинского завода. На строительстве путей и депо трудились не только рабочие Трамвайного треста, но и энтузиасты. По воспоминаниям очевидцев, не хватало денег, материалов и механизмов. Накануне пуска, несмотря на буран из мокрого снега и жуткий холод, рабочие трудились почти круглые сутки.
7 ноября на линию вышли два трамвайных поезда с тремя вагонами и один — с двумя. C 15 ноября началось регулярное движение: с 6.00 утра до 1.00 ночи трамваи ходили по одному маршруту: сад завода им. Куйбышева, Горсовет, Лермонтовская улица (мост), Управление дороги, Мясокомбинат, Карлушка и станция «Омск-пассажирская» (от нынешней площади у Законодательного Собрания области мимо каланчи и здания горисполкома, через деревянный трамвайный мост в створе улицы Ленина и далее по проспекту Маркса). Плата составляла 20 копеек.
Трамвай дал мощный импульс развитию города, связав между собой самые отдаленные районы, обеспечив удобное и надежное сообщение. Он же впоследствии затвердил схему «устройства» Омска — «вокзал-обком-завод». Очень скоро этот вид транспорта стал основным перевозчиком в Омске: с раннего утра до позднего вечера трамваи перевозили пассажиров, а ночью трамвайные поезда перевозили грузы и уголь к ТЭЦ-1. Во время Великой Отечественной войны трамвай не только продолжал перевозить горожан, доставлял грузы на предприятия промышленности и отвозил раненных с вокзала в госпиталь.
В послевоенное время именно трамвайные линии задавали вектор развития города: вдоль путей возводились многоэтажные дома, учреждения культуры и социальной сферы. Обсуждалось и строительство в Омске скоростного трамвая, но партийному руководству больше хотелось получить метро. В конце девяностых годов трамвайные пути были убраны из центра города и из Нефтяников. По мнению некоторых специалистов, это решение способствовало обострению транспортных проблем Омска.
Сейчас многие развитые страны «возвращаются» к трамваю. Он признан перспективным транспортом, помогает городам расти и обретать большую привлекательность. В Омске же трамвай пока остается «пасынком». Но и при хроническом отсутствии ремонта путей, обновления парка и деформированной маршрутной сети, он продолжает исправно перевозить омичей. Постепенно трамвай снова становится незаменимым транспортом в современном городе: по улицам Жукова и Богдана Хмельницкого в «час пик» быстрее всего можно проехать именно на трамвае, пока автобусы и автомобили стоят в автомобильных пробках. В будущем Омску, вероятно, не обойтись без трамвая. Строительство двух мостов позволит сомкнуть маршрутные сети в кольцо, которое свяжет практически все районы города.
Фотографии (С) Юрия Романовского с сайта «Открытый Омск»


11.11.2006