Кому еще хочется газетной площади?

Омские эксперты скептически оценивают поправки "Бабурина-Хинштейна" о "равном доступе" политиков в СМИ

По сообщениям ряда федеральных СМИ, депутаты Госдумы «единороссы» Геннадий Гудков, Александр Хинштейн, и «народовольцы» Николай Безбородов и Сергей Бабурин внесли поправи к федеральному закону о выборах. В соответствии с ними негосударственные телерадиокомпании и печатные СМИ, заявившие о своем участии в избирательной кампании, не вправе отказать ни одной из участвующих в выборах партий и ни одному кандидату в размещении их агитационных материалов.
На просьбу ДО-инфо прокомментировать эту инициативу, в Облизбиркоме сообщили, что пока не знакомы с текстом поправки, но считают, что действующий закон и без того «уравнивает» партии перед СМИ. Государственные и муниципальные СМИ обязаны публиковать материалы кандидатов и партий на своевременно объявленных и соответствующих закону условиях. У независимого издания или телекомпании есть право участвовать или не участвовать в выборах. Негосударственные периодические печатные издания и телекомпании подают соответствующее уведомление в избирком и публикуют расценки и объемы (эфирное время или площади) для размещения предвыборной агитации. Если отведенная под политическую рекламу площадь меньше, чем подано заявок от кандидатов, тогда она пропорционально делится между ними. По словам заместителя председателя Облизбиркома Юрия Яковлева, действующий закон не позволяет независимым изданиям и телекомпаниям, публикующим предвыборную агитацию, отдавать предпочтение каким-то кандидатам и партиям, в том числе, отказывая кому-то «по идеологическим соображениям». Исключение составляют СМИ, учрежденные самими кандидатами или партиями.
Эксперты отмечают также, что закон о СМИ не позволяет принуждать редакцию публиковать какие-то материалы, тем более вопреки редакционной политике, желанию редакции и учредителя. Да и Гражданский кодекс не предполагает принуждения хозяйствующих субъектов (не монополистов), каковыми являются и СМИ, к выполнению работ просто по чьему-то желанию. Другое дело, что на практике государственные и подконтрольные государственным корпорациям СМИ грешат трансляцией позиции одной партии и одного кандидата, не указывая, что это предвыборная агитация. Как полагают наблюдатели, «партия власти» может мечтать о такой же покорности со стороны независимых СМИ. В то, что авторы поправки искренне готовы пустить КПРФ в газету «Единая Россия», омские знатоки политики не верят, считая более вероятным элементарное незнание политиками действующих законов, а также желание «посветиться» в преддверии выборов.


12.04.2006