Как сообщает сайт омского управления Федеральной антимонопольной службы, (УФАС) руководство УФАС направило г-ну Процюку (митрополиту Феодосию) письменный запрос об использовании в рекламе религиозных символов. Это обращение не было реакцией на жалобы граждан или верующих — вопрос родился в антимонопольных головах «в результате проверок рекламы, распространяемой омскими средствами массовой информации». В частности, сомнения у чиновников вызвали рекламные объявления гадалок, предсказателей, снимателей порчи и других «оккультных специалистов» с изображением религиозных символов, в том числе, православных икон. Сомнительными им показались самоназвания оккультистов («Провидица почетный паломник Матушка Надежда», «Баба Маша обладает сильным Божьим даром»). Сотрудники УФАС предположили, что «такая реклама может вызывать ассоциации у потребителей рекламы с тем, что эти лица осуществляют свою деятельность с одобрения Русской Православной Церкви, а также являться оскорбительной для православных верующих».
Закон о рекламе запрещает использование оскорбительных выражений в отношении религиозных символов. Но судя по отсутствию жалоб от верующих, те ничего оскорбительного в рекламе гадалок и прорицателей не видели. Размещение же рекламы с упоминанием «божьего дара» не требует наличия лицензий или разрешительных документов от РПЦ. Как предположили некоторые опрошенные нашим корреспондентом рекламисты, УФАС, возможно, решил «проявить инициативу» и своим обращением-донесением стимулировать недовольство религиозных деятелей или верующих в отношении предпринимателей от кофейной гущи. Ведь получив жалобу, УФАС сможет завести дело, а потом — наказать рекламодателей и рекламораспространителей за ненадлежащую рекламу, например, штрафом. Этот же метод УФАС уже опробовал ранее, учредив совместно с обществом потребителей организацию «Антиреклама», которая призвана инициировать жалобы от недовольных рекламой обывателей. Кстати, на ее сайте тоже нет жалоб на рекламу магически-спиритических услуг.
Как сообщается в пресс-релизе, «в целях пресечения ненадлежащей рекламы, Омское УФАС России попросило Владыку Митрополита высказать свое отношение о том, может ли вышеуказанная реклама рассматриваться как содержащая оскорбительные образы и выражения для православных верующих, в том числе в отношении религиозных символов, указав при этом, какие именно образы и выражения могут содержать оскорбления». Митрополит не обманул ожиданий и ответил, что подобная реклама «действительно может рассматриваться как содержащая оскорбительные образы и выражения для православных верующих, в том числе в отношении религиозных символов». Он открестился от магов и целителей, которые не имеют отношения к РПЦ. Поэтому, как заявил священник, они не могут использовать в рекламе православные иконы, выражения типа «почетный паломник», «матушка», «ваша вера Ц моя сила», «Божий дар», и даже «библейских цитат, например: «Стучите, и откроется Вам», «Просите и дано будет Вам». По мнению г-на Процюка, «обращение к подобным целителям не только вредит телесному здоровью, но и может стать причиной душевного расстройства».
Примечание: прямая библейская цитата использована в качестве заголовка этого сообщения с целью акцентировать богоугодную деятельность омского УФАС.
«Стучите, и откроется Вам»
Омские антимонопольщики используют православную церковь в борьбе с гадалками
12.12.2006