До прошлого года у Игоря Процюка (истинное имя т.н. митрополита Феодосия — прим. вып. ред.) была одна мечта — восстановить силами светской власти Успенский собор. Собор строится, но без мечты человеку невозможно, и она родилась: теперь ему хочется открыть в Омске духовную семинарию. В сложностях, возникших на пути реализации этой мечты г-н Процюк обвинил Омский госуниверситет: «Вот декан (факультета теологии — прим. ред.) похвалился, что у них есть двести человек. Дайте их нам, и у нас будет семинария. А то приехала к нам комиссия из Москвы, а у нас сидят тринадцать человек, семь из них — в юбках».
Прозвучало это характерное признание на пресс-конференции в министерстве образования (!!!), посвященной «духовной безопасности». Ради этой безопасности чиновники и священники решили внедрять в омских школах преподавание православной культуры. Судя по растерянным лицам министерских работников после призыва «всем способствовать» открытию семинарии, заниматься этим они не собирались, и для чего нужна семинария — не знают. Из слов священника было непонятно даже, зачем она ему самому, поскольку единственным результатом открытия семинарии он назвал возможность «на всю Сибирь разослать приглашения».
С введением православия в региональный компонент, по словам министра образования Валерия Никитина, тоже что-то пока не ладится — «сложно идет». Поэтому понятие «светское образование» было подвергнуто обструкции, а закон о свободе совести назван «не соответствующим реалиям». Несмотря на явную «клерикализацию» городской и областной власти, общеобразовательные школы пока не спешат вводить факультативный курс православия. По данным минобраза, в 87 школах области его посещают 2216 детей, в четырех детских домах и трех интернатах уроки православия посещают 228 детей, в некоторых детдомах открывают домовые церкви. На вопрос ДО-инфо, все ли родители дали согласие на крещение их детей, не достигших четырнадцати лет, замминистра Сергей Федоров бодро ответил, что родители воспитанников детдомов лишены родительских прав, поэтому решение о крещении детей принимали директора учебных заведений. Министерские работники вначале заявили, что выбор веры должен быть осознанным, но после реплики священника: «Это протестанская позиция» — поежились и не стали настаивать. У них не вызывает озабоченности то, что в детдомах крестят маленьких казахов и татар, которые, возвращаясь в свою национально-культурную среду, испытывают большие проблемы. Г-н Процюк, между тем, цинично назвал эти религиозно-национальные проблемы, создаваемые сиротам, «обычными трудностями жизни».
Министр образования заявил, что в области не разрабатывается обзорный курс по истории различных религий, не будет и курсов «Основы исламской культуры» или «Основы иудейской культуры», хотя эти религии тоже являются традиционными для России. Особые условия, созданные для епархии в образовательных учреждениях области, чиновники объясняют «генетической памятью», «национальными традициями» и «отсутствием инициативы от других конфессий». Поэтому в ОмГУ фактически готовят не теологов, а православных священников, а министерство образования обучает преподавателей православия — за счет налогоплательщиков.
Может, вареньем намазать?
Игорь Процюк мечтает при поддержке властей открыть в Омске православную духовную семинарию
05.05.2006