Не там стоят. Не там ходят. Не там живут?

24 апреля омская милиция провела массовые задержания граждан в центре города

Формально сотрудники УВД пытались объяснять неожиданное рвение неким «рейдом по выявлению лиц, находящихся в розыске». Однако ни для кого из участников этих событий — как со стороны задержанных, так и со стороны милиции — не была секретом фактическая причина — попытка воспрепятствовать проведению «несанкционированного митинга» водителей маршрутных такси перед администрацией Омской области. С утра в Октябрьский РОВД был доставлен лидер профсоюза автоперевозчиков, правозащитник Валентин Кузнецов. Приехавшие туда правозащитник Юрий Шадрин и сын Кузнецова тоже оказались «в неволе». В одном только Первомайском РОВД по распоряжению начальника дежурной части подполковника Кубарского «для выяснения личности и дачи объяснений» больше двух часов находились несколько десятков человек (некоторые водители «маршруток», по их словам, были задержаны еще с половины одиннадцатого и более трех часов «томились» в коридорах и актовом зале РОВД).
В 12:50 у кинотеатра «Маяковский» были задержаны главный редактор независимого информационного агентства «ДО-инфо», член бюро федерального совета Объединенного Гражданского Фронта (ОГФ) Виктор Корб и председатель Омского отделения ОГФ, правозащитник Игорь Басов. Не представившиеся люди в штатском окружили их и без каких-либо внятных объяснений потребовали «пройти для выяснения личности». Попытавшегося сфотографировать этот эпизод редактора «ДО-инфо» Татьяну Ильину тоже схватили за руки, запретив фотографировать, и объявили о ее задержании. Затем всех троих на патрульной машине доставили в Первомайский РОВД.
По оценке корреспондента ДО-инфо, только в Первомайском РОВД находились несколько десятков человек, задержанных без каких бы то ни было оснований и объяснений. Начальник дежурной части подполковник Кубарский пообещал, что всем задержанным выдадут повестки (чтобы объяснить отсутствие на работе), однако обещание не сдержал. В РОВД им сообщали о том, что они похожи на разыскиваемых преступников, а неформально объясняли, что сегодня «все заняты на этом деле в центре», что они все понимают, но «им приказано».
С корреспондентом ДО-инфо, например, беседовали в кабинете «Отделения по борьбе с грабежами и разбоями». По словам попавших в милицию, сотрудники РОВД задавали типовые вопросы, заполняли протоколы допросов свидетелей по уголовным делам и «объяснительные» от имени задержанных. На просьбу корреспондента ДО-инфо выдать копию «объяснительной» капитан Ермаков ответил отказом. Лидер ОГФ Виктор Корб честно сообщил дознавателю, что направлялся на встречу с вице-губернатором Александром Артемовым, о которой они договаривались с ним на последнем митинге КПРФ — по странному стечению обстоятельств, буквально на том же месте, на котором его задержали (тогда санкционированный митинг КПРФ с площади перед Законодательным собранием перенесли как раз на площадку перед кинотеатром Маяковского — прим. вып. ред.). После этого следователи почему-то отказались от идеи допросить его «как подозреваемого» и препроводили в актовый зал.
По словам журналистов из других омских СМИ, на вопросы о задержании известных в Омске людей им отвечали, что «в Первомайский РОВД таких не доставляли, никаких записей об этом нет». Как говорят сами активисты ОГФ, все протоколы милиционеры писали на отдельных листочках, поэтому не исключено, что все бумаги о «зачистке оппозиции» в этот же день уничтожат, а прокуратура, если туда обратиться, не найдет никаких свидетельств нарушения закона. Впрочем, Виктор Корб выразил твердое намерение оформить заявление в прокуратуру с требованием провести тщательную проверку и наказать виновных в массовом нарушении прав граждан. Сам он прямо связывает эту беспрецедентную для ранее спокойного Омска акцию с неадекватным поведением руководства областного УВД и администрации, пытающегося предотвратить гражданский протест методом массовых «зачисток» и запугиваний. Дело в том, что именно о таком варианте «решения проблемы» как оптимальном месяцем ранее сообщал ему в личной беседе начальник милиции общественного порядка Григорий Гомон.


24.04.2006