Неделю назад на заседании областной комиссии по делам несовершеннолетних было объявлено, что «положительный опыт омичей по работе с трудными подростками и неблагополучными семьями намерены перенимать другие регионы». Причиной такого отношения в министерстве по делам молодежи считают ежегодное падение числа правонарушений, совершенных подростками, создание единой базы данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, и другие достижения.
Совсем иначе оценили качество системы профилактики безнадзорности и правонарушений прокуроры. Завершив серию проверок, прокуратура области заявила, что эта работа выполняется в Омской области не на должном уровне: «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области малоэффективна,» — отмечается на сайте областной прокуратуры. По оценке начальника отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Сергея Цериградских, «органы профилактики не располагают в полном объеме сведениями о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении. Комиссиями по делам несовершеннолетних не разрабатываются программы индивидуальной профилактической работы, не выявляются причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности и правонарушениям подростков». Например, семья из Саргатского района состоит на учете как неблагополучная около 12 лет, после привлечения отца в 1993 году к административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей. С тех пор комиссия не располагает никакой информацией об этой семье. По мнению прокурора, именно отсутствие должного внимания со стороны комиссии привело к тому, что трое детей неоднократно привлекались к административной и уголовной ответственности.
Недостаточно эффективной считают в прокуратуре и работу органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с родителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к детям. Среди недочетов: отсутствие взаимодействия между органами управления образованием и образовательными учреждениями, что приводит к неполному учету неблагополучных семей и не позволяет принимать исчерпывающие меры по предотвращению подростковой преступности. Органы опеки и попечительства редко используют право обращаться в суд с заявлениями «об отобрании ребенка без лишения родительских прав, об ограничении в дееспособности родителей, злоупотребляющих спиртными напитками и ставящих семью в тяжелое материальное положение». Не направляются в комиссии материалы для возбуждения административных производств на родителей, не исполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей, а также приобщающих несовершеннолетних к употреблению спиртных напитков. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних в системе ОВД в течение длительного времени не встречаются с родителями и подростками, профилактическая работа ограничивается посещениями по месту жительства или проведением бесед. Впрочем, и записи о проведении профилактических бесед не всегда соответствуют действительности.
По результатам проверок органами прокуратуры области внесено 170 представлений, опротестован 51 незаконный правовой акт, возбуждено 5 административных производств и 8 уголовных дел, направлено 40 заявлений в суд.
Всех научат детей любить
Регионы России будут перенимать омский опыт "неэффективной профилактики правонарушений несовершеннолетних"
07.12.2005