Мэр Омска Евгений Белов решил организовать в Омске «большой скачок» в сфере строительства. Соответствующие предложения, оперативно разработанные специалистами Главомскархитектуры, 16 июля обсудил Градостроительный совет. Создание нового облика некогда знаменитой Иртышской набережной предусматривает гидронамыв грунта и фактически создание нового берега Иртыша от жележнодорожного моста до стрелки Оми длиной 3,4 километра и площадью более 64 гектаров. Рядом с железнодорожным мостом планируется построить пешеходный мост-трансформер с поднимаемой или сдвигаемой центральной частью. На подготовку намываемой территории под застройку необходимо затратить 1,7 миллиарда рублей, которые дадут инвесторы, привлеченные соблазнительным местом. По словам заместителя главного архитектора города Александра Гаценко, в новостройках разместятся более 7 тысяч квартир и другие объекты, при этом расчетная стоимость подготовки территории на одну квартиру составит 131 тысячу рублей. По грубым прикидкам, которые мэр сделал тут же, если строители возьмутся за реализацию проекта, то за пять лет смогут получить прибыль от 2 до 3 миллиардов рублей. Евгений Белов решительно одобрил проект, «если такой навар».
У гидрологов проект вызвал сомнения. Профессор Аграрного университета Русаков напомнил, что в свое время при менее масштабном гидронамыве под спортплощадку началось размывание опор Ленинградского моста. Теперь же ниже по течению появился метромост, на который течение будет воздействовать, но никто не может сказать, как именно, поскольку не существует математической модели ни нынешнего, ни будущего русла реки. По словам ряда архитекторов, в предлагаемом проекте ясно видны интересы московских инвесторов, а не омских, которых мэр активно призывает участвовать в этом бизнес-проекте. Это подтверждали оговорки представителей Главомскархитектуры о планах московских фирм построить на набережной гостиницу, купить и расширить ресторан гостиницы «Омск».
Руководитель авторской архитектурной мастерской Олег Фрейдин предложил одобрить проект «на очень далекую перспективу». Он считает, что у города достаточно насущных проблем. Судьба существующей набережной «не видна, никто ей не заниматься», а ведь провести ее ремонт и реконструкцию значительно легче и дешевле, чем затевать новый амбициозный проект. Предлагаемый перевод транспорта с проспекта Маркса на Иртышскую набережную, по его мнению, невозможен без сноса многоэтажных домов у Ленинградского моста, поскольку места для транспортной развязки там нет.
Вызванный к губернатору Евгений Белов стремительно убежал с градостроительного совета и не смого принять участие в обсуждении. Но главный архитектор Омска Альберт Каримов и без мэра не позволил торпедировать уже одобренный начальником проект. Он дипломатично предложил привлечь специалистов, «усилить экономическую часть» и снова рассмотреть на совете.
На фото (С) Григория Прошина, 2001, из «Открытой Омской Фотогалереи» — Иртышская набережная после наводнения.
Масштабно, как только возможно. И еще масштабнее
Мэр Омска одобрил план гидронамыва Иртышской набережной под элитную застройку
16.07.2004