Этот театр уже посещал наш город во время театрального фестиваля «Сибирский транзит», и заслужил признание омской молодежи. В этот раз театр приехал по специальному приглашению и выступал в Лицейском театре. Спектакль рассчитанный на малую сцену очень органично вписался в маленький зал театра. А вот места для всех желающих увидеть представление оказалось явно недостаточно: зал буквально переполнился представителями «прогрессивной молодежи» и омского бомонда.
История создания спектакля показательная для этого театра. Историю австралийца Феллоуза студент 4-го курса ГИТИСа Виктор Алферов прочитал в одном из московских журналов и предложил приятелю, актеру-третьекурснику, у которого брат отсидел в Питере за торговлю героином, пересказать ее публично. Таким образом, родился этот необычный моноспектакль. Актер один, но повествования ведут два человека. Сцена условно разделена на два пространства, в одном из которых рассказывает свою историю Никита Емшанов; в другой он же становится Уорреном Феллоузом, заключенным бангкокской тюрьмы. Связываются пространства сходными мыслями, чувствами и ощущениями людей, живущих в искаженном наркотиком мире. Людей, которые пытаются забыться, но не перестают думать о мире и месте человека в нем.
Сюжет актуален и не оптимистичен: Уоррен Феллоуз, контрабандист и драгдилер, был пойман с поличным в Таиланде и осужден на пожизненное заключение без права помилования. В бангкокской тюрьме он начал колоть героин грязными шприцами. На двенадцатом году заключения его анализ крови дал положительную реакцию на СПИД. Болезнь принесла Феллоузу освобождение и славу: на воле он написал книгу о четырех тысячах дней своей жизни. Большую часть повествования занимает описание ужасов тюрьмы, наказаний, издевательств и болезней. Уоррен говорит о буднях тюрьмы без излишней пафосности и метафоричности, потому что сама реальность становится адским гротеском. Описание реальных событий перемежается искаженным бредом героиновых галюцинаций. Самой светлой темой становится рассказ о родителях и их безоговорочной любви, которая находит отклик в сердце сына, прошедшего через все ужасы заключения. В финале герой обретает формальную свободу, но в его душе постоянно живет страх — не смерти, а нереальности счастья. Ощущение того, что настоящая, свободная жизнь — это лишь сон заключенного.
По отзывам зрителей, спектакль оставил неоднозначное впечатление. Слишком острое и реалистичное описание тюрьмы, вытеснило светлый финал и оставило горький осадок. Может быть, это и было замыслом автора, ведь у такой истории в наше время не может быть хеппиэнда.
Богемоповал
20 ноября в Омске показан спектакль "Бамбукоповал" московского "Театра.doc"
22.11.2003