Два дня в конце октября омские театралы наслаждались трагикомедией «Фердинандо» драматурга Аннибале Руччелло в постановке легендарного Романа Виктюка.
Одна декорация, четыре актера, три часа действия, почти никаких сюжетных движений. Тем не менее спектакль не кажется скучным или затянутым. Отсутствие действий внешних компенсируется действием внутренним, страстями и переживаниями героев. Пьеса Ручелло — об извечном человеческом стремлении любить и быть любимым. Фердинандо — герой, символизирующий античную природную любовь, которая вне понятий греха и условностей общества. Поэтому не вызывает удивления, что все герои трагикомедии — независимо от пола и возраста — влюблены в Фердинандо. В эстетике Виктюка любовь не может быть счастливой — она трагична по своей природе: «И величайшее в любви — это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, жертвы требует и творческая любовь». Потому закономерно трагичен финал: священник, бывший любовник Фердинандо, умирает по его вине, но не отрекается от своей любви.
И все же после спектакля остается светлое и жизнерадостное ощущение. Может, это достигается общим лейтмотивом любви, который звучит и в итальянской музыке, и в танцах, и в декорациях, и в символических костюмах героев. Может, это какие-то особые необъяснимые режиссерские приемы. Но после спектакля хочется дальше жить и любить…
Виктюк нам жить и любить помогает
В Омске прошли гастрольные спектакли театра Романа Виктюка
28.10.2001