По информации информагентств из Киева, госкомиссия причиной аварии самолета Ан-70 в Омске 27 января назвала «отказ третьей силовой установки из-за разрушения трубки подвода масла во втулке винтовентилятора с одновременным неуправляемым раскручиванием его заднего винта. Возникшая в результате отрицательная тяга силой около 5 тонн, сорвавшая поток воздуха с крыла, и сильная вибрация, не позволили удержать самолет в полете. После увеличения экипажем мощности работающих двигателей произошло автоматическое отключение первой силовой установки вследствие нестабильной работы датчика превышения оборотов свободной турбины двигателя». Комиссия по расследованию причин аварии рекомендовала продолжить его испытания для серийного производства.
Но не все уверены в необходимости сохранения для испытаний именно этой, упавшей, машины. Некоторые авиационные инженеры, обсуждая планы восстановления самолета после такой аварии, выражают сомнение в реальности и необходимости таких работ. По их мнению, самолет после динамического удара не подлежит восстановлению и эксплуатации. Если же под видом ремонта будет собран фактически новый самолет, не нужно это называть восстановлением. Другие — отмечают, что разрезанный на части упавший Ан-70 «можно поместить на стапель, срезать все заклепки и последовательно заменить абсолютно все детали. Этот процесс вполне можно называть реставрацией или восстановлением, хотя в итоге со стапеля сойдет другая машина». Впрочем, по их мнению, самолет «не содержит никаких волшебных деталей и принципиально ничем не отличается от автомобилей, которые успешно ремонтируются после столкновений». А списание самолетов после падений (даже в глубокие «воздушные ямы») при сохранении летных способностей было советской традицией, скорее, политической, чем экономической.
Может, лучше новый соберем
Омские авиационные специалисты сомневаются в возможности восстановления самолета Ан-70 после аварии.
15.03.2001