Недометро к недоаэропорту

Власти Омской области вернулись к варианту "легкого метро", отвергнутому двадцать лет назад

16 ноября областной архитектурно-градостроительный совет под председательством губернатора Леонида Полежаева согласился с предложением «изменить и модернизировать ранее принятые конструктивные и технические решения» прокладки метрополитена в Омске. Новую концепцию «легкого метро», разработанную специалистами НПО «Мостовик», в сентябре уже одобрило областное правительство. Как сообщалось ранее, метро будет надземным, на эстакадах, длина посадочных платформ и площади станций уменьшатся. Первую линию решено продлить до другого принципиального для губернатора долгостроя — аэропорта «Омск Федоровка». Надземными будут станции «Рокоссовского», «Молодежная», «Солнечная», «Западная» и «Захламинская», наземными — станции «Тюкалинская», «Горячий ключ» и «Дружино».
Целесообразность этого решения объясняют «мировым опытом и последними разработками». Между тем, еще в конце 80-х годов многие специалисты выступали против строительства в Омске подземного метрополитена, аргументируя это спецификой грунтов, близостью подземных вод, особенностями рельефа, возможным изменением экономической структуры города и перенаправлением пассажиропотоков. Транспортные проблемы они предлагали решать, используя скоростной трамвай или «легкое метро». Однако, возобладали амбиции областного руководства. Вопреки мнению специалистов и общественности, метро начали копать на закате советскй власти, начав с улицы Кирова. Начальная схема и концепция были другими, поэтому попадающие в зону метро земли не были зарезервированы. За 20 лет пришлось не раз менять схему прокладки метрополитена, «консервировать» объекты метро на разной стадии готовности, выкупать или отсуживать нужные земельные участки. При этом губернатор неоднократно пытался сваливать все проблемы в прокладке омского метро на «неформалов» и прочих скептиков, якобы помешавших своевременному запуску и финансированию этого проекта. Но всякий раз отстаивал вариант с подземным заложением, отвергая любые предложения о его корректировке.
Теперь пришла пора экономии. По расчетам проектировщиков, за счет продления первой линии до аэропорта транспортное депо и одну из станций удастся разместить на общей территории по улице Рокоссовского. Это позволит устранить перегоны вагонов для выхода на линию. Площадь депо сократится в два раза, инженерный корпус решено не строить. Подвижный состав будет укомплектован электропоездами последнего поколения, имеющими максимальный КПД, которые ездят без машиниста и управляются из Центральной диспетчерской. Энергосистема метро проектируется с использованием энергосберегающих технологий и экономичных комплектующих.
Пять лет назад губернатор обещал пустить метро 1 июля 2008 года, затем — в 2012 году «при достаточном финансировании». Постепенно срок ввода отодвинулся на 2016 год при условии ежегодного выделения 3,5 миллиарда рублей. Сейчас построено около 6 километров перегонных тоннелей, метромост через Иртыш, конструкции станции «Библиотека им. Пушкина». Ввод первого пускового участка первой линии метро (на схеме — розовый) по-прежнему ожидается в 2016 году. Вторая очередь (желтые сегменты) включает участки от «Рокоссовского» до аэропорта «Омск-Федоровка» и от библиотеки до станции «Торговый центр».
В 2011 году в областном бюджете предполагается «заложить» на метро 106 миллионов рублей, кроме того, ожидается 500 миллионов из федерального бюджета. Как сообщили разработчики новой концепции, при сохранении качества и потребительских характеристик объекта стоимость его строительства уменьшится в 2,5 раза. При этом строительство первого участка (от библиотеки им. Пушкина до Рокоссовского) обойдется не в 27, а в 16 миллиардов рублей.
Схемы омского метро (С) www.skyscrapercity.com


18.11.2010