22 января 1931 года в Омске «состоялся торжественный пуск первенца пятилетки — обозостроительного завода им. Коминтерна Главсельхозмаша НКСМ». Как рассказывают историки, на предприятии выпускали четырехтонные повозки на пневматическом ходу. Спустя пять лет, в 1936 году на юго-восточной окраине Омска начинается строительство автосборочного завода им. Коминтерна, филиала Горьковского автозавода (территория «О» АКО «Полет»). Тогда, в годы первых пятилеток, Омску прочили мирное, автомобилестроительное будущее, автозавод в перспективе должен был стать крупнейшим в городе. Кордная фабрика и шинный завод проектировались, как базовые для «автогиганта», были пущены через полгода после начала войны (21 января и 23 января 1942 года) и работали уже для фронта — и для других автопроизводителей. В годы войны и обозостроительный завод им. Коминтерна, и филиал ГАЗа стали базой для разворачивания авиационного производства на заводе #166. Эвакуированный авиапром, как лисичка зайчика, выжил омский автопром из его цехов. После войны на месте обозостроительного завода работал уже Электромеханический завод им. К.Маркса.
А может быть у Омска «карма» такая, что ни одна автопромная инициатива в нем не удерживается. Ведь после обозостроительного были и «Москвичи», и Volvo, и про «Татры» говорили чиновные мечтатели…
Первенец омского автопрома
75 лет назад в Омске открылся обозостроительный завод
20.01.2006